Основы экономической деятельности предприятия - Реферат: Экономические основы деятельности предприятия

Архитектура Биология География История 25 Компьютеры Кулинария Культура Литература Математика Медицина Механика Образование Политика Правоведение Психология Религия Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника Фирма - это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.

Фирма - определение широкое, поскольку в ее рамках может существовать несколько предприятий, организующих производство товаров и услуг. Под этим подразумевается стремление к максимальному контролю ценообразования и потребительского спроса;.

Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда и осуществляет трансфертные платежи;. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития и принятию грамотных решений;. Использование новых технологий позволяет организовать производство более качественной продукции, что привлекает внимание покупателя и обеспечивает возможность закрепления на рынке.

Коммерческая функция подразумевает налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами, а также занятие маркетингом. Производственная функция включает в себя способность к организации производства продукции. Счетная функция - это проведение статистического и бухгалтерского учета очень важно правильно рассчитать соотношение поставок сырья и выпуска готовой продукции.

Административная функция характеризуется управлением производительной и коммерческой деятельностью, общим контролем над деятельностью фирмы. Фирма в целях своего развития оказывает материальную поддержку своим работникам. Цели и функции фирмы. Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия фирмы , составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки продаж при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки прибыли ; максимизация темпов роста валовой выручки продаж ; выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Цикл жизни предприятия фирмы - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке.

Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями выход на рынок, рост, зрелость, упадок , каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.

На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков.

На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными.

На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке сохранение его жизнеспособности с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Для предприятия фирмы важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках.

Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы совокупный доход с издержками часто не только с издержками производства, но и с другими издержками - налогами, рекламой и т. Это превышение называется прибылью чистым доходом. Данное определение прибыли - в широком значении.

В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на доплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, то есть принадлежащие ей, экономические ресурсы например, свое месторождение полезных ископаемых , доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы,. Когда говорят о прибыли фирмы предприятия , подразумевают прибыль в широком значении.

Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание. Так, экономисты тщательно анализируют уровень прибыли так называемую норму прибыли фирмы.

Стремясь к ее максимизации см. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек. Та часть прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью.

Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли. Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности.

Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы количества используемых ресурсов , но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. Существуют разные виды фирм.

В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:. Частные коммерческие предприятия организации — это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком. Частные некоммерческие неприбыльные предприятия организации — предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли.

Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.

Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.

Минобрнауки россии

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком. В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями. Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено. Полное товарищество — товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.

Коммандитное товарищество товарищество на вере — товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков коммандитистов.

Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов. Общество с ограниченной ответственностью — общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов. Общество с дополнительной ответственностью — отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

Акционерное общество АО — общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив — это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов. Повышение экономической эффективности рыночной системы стимулируется существованием конкуренции между различными предприятиями и организациями, а также предпринимателями.

Это один из важнейших факторов постоянного возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование. Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке.

Иначе говоря, соперничество за право лучшего использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает.

Совершенная конкуренция осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее.

Экономические основы деятельности предприятия

Иначе говоря, исключаются законодательные и технологические преграды с целью свободного вращения капитала. Для данной конкуренции не характерно применение методов неценовой конкуренции. На рынке, где действуют конкурентные отношения, товары покупаются многими самостоятельными, независимыми покупателями, данное обстоятельство характеризует то, что объем продукции, который необходим, приобретатель должен покупать по стоимости, утвердившейся на рынке, и тем самым он не может воздействовать на определение уровня стоимости товара.

На рынке, на котором отсутствует соблюдение характерных черт совершенной конкуренции, возникает несовершенная конкуренция. Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналога, т.

Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар, т. Регулируя соотношение стоимость — объем реализации, он получит максимальный доход. Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения.

Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг. Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано.

Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.

При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Главная Обратная связь Дисциплины: Эта страница нарушает авторские права.