Основные понятия педагогики термины - Основные педагогические понятия

Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка. Акмеология — наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Анализ — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Воспитание — целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий материальных, духовных, организационных для развития личности. Дедуктивные методы — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Демократический стиль — стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактический материал — система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи. Диспут — метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

Индуктивные методы — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу. Инновация — целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу — организацию, поселение, общество, группу — новые, относительно стабильные элементы.

Консультация — одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие например, при подготовке к экзаменам или зачетам консультации. Лабораторные работы — самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.

Методические приемы — составляющие элементы части, детали метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Методы обучения — способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы педагогического исследования — способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал. Образование — единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Обучение — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Объект педагогики — явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогическая деятельность — особый вид социальной профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая задача — это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс.

В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т. Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе.

Педагогическая технология — последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический процесс — специально организованное с системной точки зрения взаимодействие педагогов и воспитанников педагогическое взаимодействие по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания педагогических средств с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Словарь основных педагогических терминов

Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Поощрение — способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Билет 2. Основные педагогические понятия - Билеты по педагогике - 2 Основные педагогические teana-team.ru

Практические занятия — одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. Предмет педагогики — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Рабочие учебные программы — учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Репродуктивные методы — методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

Самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств — как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Семинарские занятия — одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога. Синтез — метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.

Содержание образования — совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Социально-психологический климат в коллективе — система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Стиль педагогического общения — устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.

Управление — деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Учебные пособия — материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Факультатив — одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Целостность педагогического процесса — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Основные категории современной педагогической науки.

Методы педагогического исследования и их применение в деятельности педиатра. Обязательные для выполнения задания на самоподготовку: Медицинская педагогика в профессиональной деятельности врача — педиатра.

Система образования в Российской Федерации. Обучение в профессиональной деятельности современного врача — педиатра. Методы и формы обучения в профессиональной деятельности педиатра. Воспитание в профессиональной деятельности современного педиатра.

Воспитание здорового образа жизни. Половое воспитание План изучения темы: Взаимодействие институтов воспитания в процессе формирования личности. Словарь основных педагогических терминов Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нормы. Дидактика — отрасль педагогики, теория образования и обучения. Дидактические задачи — задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Идентификация — установление тождественности какого-либо объекта образцу.

Образовательная система — комплекс институтов образования.